В XIII веке сложилась, крупнейшая по площади, в истории человеческой цивилизации империя – монгольская. Чингисхан и его последователи захватили около 38 млн кв. км (!) от Японского моря на востоке и до Дуная на западе. Для сравнения, СССР до распада, будучи самой большой страной по территории, простирался «всего» на 22,4 млн кв. км. Владения монголов превосходили советские на 70%.
«Дан приказ: ему на Запад»
В течение первых 50-60 лет тринадцатого столетия, монгольская армия была непобедимой. Ей никто не мог противостоять. Никто. Монголы (монголо-татары) сметали всё и всех на своем пути. Таких длительных и впечатляющих военных успехов после монголов не было уже, пожалуй, ни у кого.
Западной Европе повезло несколько больше, чем Восточной и азиатским странам. По крайней мере, так казалось на первый взгляд. Поработив Киевскую Русь, монгольские отряды в 1241 г. вторглись в Моравию, Силезию и Чехию. Пала Венгрия. В следующем году потомки Чингисхана выходят к берегам Адриатического моря, захватив Хорватию. Передовые части монголов подошли к Вене.
И тут европейской цивилизации улыбнулась удача. Почему ей? Весной 1242 года «командующему западным фронтом» хану Батыю приходит печальное (для монголов) известие. Оказывается, еще в декабре 1241-го в Монголии умер Великий хан Угэдэй. Политическая обстановка в империи грозила потрясениями и Батый дает приказ на отход. Монгольские всадники разворачивают своих невысоких коренастых лошадей на восток, и армия уходит, опустошая по пути Болгарию и северную Сербию. Беда миновала.
Генуэзская крепость. Враг прошел
Прошло сто лет. Золотая Орда стабилизировалась в своих границах, собирала дань с порабощенных народов и вела эпизодические военные кампании на периферии. Одним из регионов, на который она хотела распространить свое влияние, был Крым.
В 1346 году хан Джанибек осаждает Генуэзскую факторию (крепость) в Каффе, современная Феодосия. Во время блокады в ордынской армии начался мор. Чума. Болезнь бушевала на землях монгольской империи уже восемь лет и подошла к стенам Каффы вместе с воинами Золотой Орды.
Защитники Каффы отчаянно сопротивлялись, обескровленные захватчики, чувствуя близкий конец, решили отомстить и стали катапультами забрасывать за крепостные стены трупы, умерших от чумы. Биологическое оружие XIV века. И очень эффективное.
Осада окончилась обоюдным поражением. Монголы отступили, в цитадели началась неизбежная эпидемия. Генуэзские корабли повезли чумные бактерии и блохи с Крымского побережья в Средиземное море.
Краткая хронология нашествия
В западноевропейские страны чума ворвалась через южную Италию, точнее, через остров Сицилия. В октябре 1347 г. двенадцать генуэзских галер прибыли в порт Мессины. Черная смерть мгновенно «вычистила» жилые кварталы. Мессинцы пытались найти убежище в другом сицилийском городе, в Катании. Жители Катании, осведомленные о страшной эпидемии соседей, попытались их не впустить. Результат — Катания вымерла почти полностью. За несколько месяцев Сицилия потеряла треть населения. Остров был завален трупами, среди которых были останки и его Правителя – Джованни Рандаццо, «трусливого Герцога Сицилийского».
«Черная смерть», бубонная чума хлынула в Европу не щадя никого. Ни молодого, ни старого, ни вельможу, ни простолюдина. Для нее все были равны и все одинаково уязвимы. Средняя скорость распространения пандемии по суше составляла 4 км/сутки. Медленно, но неотвратимо чума завоевывала все большее пространство. Она не спешила, жертвы никуда не уйдут. Некуда. Тот мир был слишком узок и делился на две части. Та в которой чума уже похозяйничала и та, где ее пока не было. Пока. Это был лишь вопрос времени.
Зараженные корабли позволяли увеличить темп движения смерти на порядок.
1347 год
Генуя. В октябре горожане с помощью катапульт и зажженных стрел отгоняют от своих берегов многострадальные суда соотечественников. Передышка. Но только на два месяца. Эпидемия захватывает город в конце декабря. Грустный итог – 80-90 тысяч смертей.
В ноябре приют части зачумленной генуэзской эскадре предоставил веселый и гостеприимный Марсель, морские ворота Прованса. «Ни одно доброе дело не остается безнаказанным». Марсель вымер наполовину.
1348 год
На площади, улочки и каналы Венеции чума пробралась в январе. Надо отметить, что Венецианская республика оказалась крепким орешком и ее противодействие болезни заслуживает отдельного описания.
О венецианцах говорили: «Они, как свиньи, тронь одну, все сгрудятся вместе и бросятся на обидчика». Граждане, возглавляемые дожем Дандоло, не дрогнули, не разбежались и не впали в отчаяние. Для противостояния эпидемии и хаосу, который ее сопровождает, они организовали нечто вроде «Комитета общественного спасения», включавшего создание специальной санитарной комиссии и введение целого комплекса жестких организационных мер и запретов на период «чрезвычайного положения».
Приходящие в гавань суда ставились на 40-дневный карантин. Собственно, слово «карантин» происходит от итальянского quaranta, «сорок». Больных изолировали на специальном «чумном» острове Лазаретто. Отсюда пошел термин «лазарет». Для захоронений также отводился специальный остров в лагуне. Благо, островов у венецианцев было более, чем достаточно. Глубина могилы – не менее 1,5 м.
Запрещалась торговля алкоголем и азартные игры. Закрывались таверны, трактиры и публичные дома. Если у мужчины была любовница, он должен был отослать ее прочь или (!) немедленно взять в жены.
Дож и Большой Совет оставались на своих местах даже тогда, когда смертность достигла 600 человек в день. Невиданная стойкость и отвага для госслужащих образца 1348 года.
Увы, силы были слишком не равны. 60% граждан Республики Святого Марка погибли.
В том же январе умерло от 50 до 80% жителей города Авиньон, где тогда располагалась резиденция Папы Римского. Самая известная жертва авиньонской чумы – возлюбленная Петрарки, Лаура.
С января по март Черная смерть прокатилась по большей части итальянских графств. Тоскана, Перуджия, Пиза и т.д. Показатели смертности ужасны. Например, в городе Орвието, регион Умбрия, центральная Италия – от 50 до 90%.
В марте чума бесчинствует уже в Испании.
Весна. Болезнь наступает во Франции. В Бордо умирает принцесса Джоанна, дочь короля Эдуарда III, направлявшаяся на свое бракосочетание в Испанию.
Июнь. «Падение» Парижа. Король Филипп VI бежит из столицы, королева Жанна Бургундская умирает. Чума выходит на северное побережье Франции. От Англии ее отделяет узкая полоса пролива.
В июле она форсирует смешную водную преграду и начинает свой скорбный путь по Британии. Первая остановка – Мелькомб. Первые жертвы – 7 июля. Почти одновременно – удар по Бристолю и Саутгемптону. Осенью Черная смерть входит в Лондон. Эдуард III отчаянно пытается стабилизировать ситуацию. Куда там. Монарх бежит накануне 1349 г.
В декабре чума начинает захват Шотландии. Недолго горцы с удовольствием смотрели на мучения ненавистных англичан.
1349 год
Эпидемия идет все дальше на север и восток. Ирландия, Норвегия, Швеция, Нидерланды, Германия, Дания, Австрия, Швейцария и Венгрия.
ПРОДОЛЖЕНИЕ НА СЛЕДУЮЩЕЙ СТРАНИЦЕ